муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • +7 (473) 259-92-42
Воронеж, Революции 1905 года ул, 72

Краткая презентация образовательной программы

 

Краткая презентация образовательной программы

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 103»

 

1. Возрастные категории детей, на которых ориентирована Программа:

Направленность группы

Количество групп

Возраст детей

Общеразвивающая

10 групп:

раннего возраста – 2

младшая – 2

средняя – 2

старшая – 2

подготовительная к школе -2

 

2 — 3 года

3 — 4 года

4 — 5 лет

5 — 6 лет

6 — 7 лет 

 

 

2. Используемые Примерные программы

Направленность группы

Примерная программа

Общеразвивающая

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Программа разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной  и др.,СПб, 2014

 

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации образовательной программы дошкольного образования

Главная цель образовательного процесса в ДОУ: обеспечить условия обогащенного, многогранного развития и воспитания каждого ребенка в разных видах деятельности.

Цель  программы  –  создать  каждому  ребенку  в  детском  саду возможность  для  развития  способностей,  широкого  взаимодействия  с  миром, активного  практикования  в  разных  видах  деятельности,  творческой самореализации.  Программа  направлена  на  развитие  самостоятельности, познавательной  и  коммуникативной  активности,  социальной  уверенности  и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование у них основ двигательной и гигиенической культуры, представлений о здоровом образе жизни;
  2. Воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  3. Развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  4. Содействие развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  5. Стимулирование творческой активности, воображения воспитанников, желания включаться в творческую деятельность;
  6. Обеспечение полноценного художественно-эстетического развития детей, формирование основ их общей культуры;
  7. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития воспитанников.

 

Принципы и подходы к формированию Программы:

  1. Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
  3. Принцип полноты, необходимости и достаточности (содержание программы позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале).
  4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
  5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
  6. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
  7. Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  8. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, с учетом положения, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
  9. Принципа гуманизации, который означает признание уникальности и неповторимости личности каж­дого ребенка, признание неограниченных возможностей развития лич­ного потенциала каждого ре­бенка, уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
  10. Принципы дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе обеспечивают развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами  и возможностями, осуществляется   этот принцип через создание условий для вос­питания и обучения каждого ре­бенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
  11. Принцип непре­рывности образования требует связи всех ступенек дошкольно­го образования для обеспечения к концу дошкольно­го детства такого уровня разви­тия каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе; соблюдение принципа преемственности тре­бует не только и не столько усвоения детьми определенного объема информации, зна­ний, сколько формирования у дошкольника качеств, необхо­димых для овладения учебной деятельностью, — любозна­тельности, инициативности, са­мостоятельности, произвольно­сти и др.
  12. Принцип си­стемности, который означает, что Программа представ­ляет собой целостную систему высокого уровня (все компонен­ты в ней взаимо­связаны и взаимозависимы).
  13. Принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования, который реализуется через приобщение детей к истокам русской народной культуры, одновременно Программа предполагает воспитание уважения к другим народам, интерес к мировому сообществу.

 

Основной целью развития муниципального дошкольного образовательного учреждения является – воспитание здоровой всесторонне развитой творческой личности ребенка.

Детям предоставляются следующие образовательные услуги: занятия по

- музыке,

- хореографии,

- ритмической гимнастике,

- с педагогом-психологом,

- с логопедом (нуждающимся детям),

- экологии,

- обучению грамоте, чтению,

- физкультуре.

Занятия в детском саду проходят по подгруппам и индивидуально. Дети занимаются в группах, в спортивном и музыкальном залах. Занятия с детьми проходят в игровой форме. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей.

Программы дополнительного образования, используемые педагогами помимо методического обеспечения к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство»

 

п/п

Приоритетные направления развития детей

Перечень парциальных дополнительных программ, используемых в МБДОУ «ЦРР  – детский сад № 65»

1

Физическое развитие

  • Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж.Е. Жирилева, Е.Г. Сайкина. — С-Пб.: Детство-Пресс, 2000

2

Социально-коммуникативное  развитие

  • Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева,  Р.Б. Стеркина. — М.: Просвещение, 2007.
  • Программа «Я-ТЫ-МЫ» О.Л. Князева, Р .Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2008.
  • Программа «Одаренный ребенок» (для детей 6-7 лет) Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др. — М.: Новая школа, 1995.
  • «Цветик-семицветик» Программа психологических занятий для дошкольников Н.Ю. Куражева. – СПб.:Речь, 2014

3

Познавательное развитие

  • Программа «Юный эколог» С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 1995

4

Речевое развитие

  • Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др. – М., 2008

5

Художественно-эстетическое развитие

  • Программа художественного обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2006
  • Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костина. — М.: Линка-Пресс, 2008
  • Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина. — С-Пб.: НИИ Гириконд, 2000
  • Музыкальные шедевры. О.П. Радынова. – М.: ООО «Гном и Д», 2000

 

Психологическое сопровождение учебно – воспитательного процесса

     Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм. В МБДОУ работает педагог-психолог по рабочей программе.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течение каждого года.

Основная идея работы – интеграция и систематизация психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога ДОУ.

Цель программы: Создание условий для естественного психологического развития ребенка.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы 

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Формы работы с детьми в рамках программы:

Групповые занятия

Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Группа

Время занятия

Вторая младшая группа

15 мин

Средняя группа

20 мин

Старшая группа

25 мин

Подготовительная группа

30 мин

 

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут изменяться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога. Построение программы для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

Вторая младшая группа -  восприятие;

Средняя группа – восприятие, эмоциональная сфера;

Старшая, подготовительная группы — эмоциональная сфера, коммуникативная сфера, личностно-волевая сфера.

Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

Оснащение занятий:

  1. Фонотека.
  2. Настольно-печатные игры.
  3. Предметные игрушки.
  4. Доска.
  5. Цветные мелки.
  6. Краски, карандаши, фломастеры.
  7. Писчая и цветная бумага.
  8. Строительный материал.

Принципы проведения занятий:

  1. Системность подачи материала.
  2. Наглядность обучения.
  3. Цикличность построения занятий.
  4. Доступность.
  5. Проблемность.
  6. Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

 

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

 

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года) и итоговую (в конце года) педагогическую диагностику. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении программы и в консультировании родителей и педагогов.

 

Работа с родителями.

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме выступлений на родительских собраниях, выпуска информационных листов.